Морские операции с ЛСП-1
Операции в процессе строительства «ЛСП-1».
Строительство ЛСП-1 выполнялось на ООО «Астраханское судостроительное производственное объединение».
По его завершении платформа была отбуксирована на месторождение и установлена на дно моря в заданной точке. К моменту окончания строительства ЛСП-1 в свободном состоянии на плаву должна была иметь осадку, превышающую глубину транспортного пути на точку установки. Для обеспечения осадки, позволяющей осуществить буксировку, под раскосы ЛСП-1 между ее понтонами был установлен транспортный понтон. Баржа-площадка «Севан», специально для перегона ЛСП-1, модернизирована по проекту 426МВ, выполняемому ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород) и освидетельствована, как транспортный понтон c присвоением надлежащего класса РМРС.
Для обеспечения проходной осадки ЛСП-1 по ВКК, а именно не более 4,2 м, была предусматрена буксировка ЛСП-1 совместно с транспортным понтоном «Севан». Для заведения транспортного понтона «Севан» на акватории завода-строителя транспортный понтон был позиционирован в одну линию с ЛСП-1 и забалластирован для заведения под платформу.
Далее, транспортный понтон был установлен под нижними горизонтальными связями между колонами ЛСП-1.
Установка транспортного понтона «Севан» под ЛСП-1 была осуществлена на этапе строительства платформы на ООО «АСПО» с дальнейшим продолжением дебалластировки понтона и осуществления его всплытия совместно с ЛСП-1 сразу после заведения и перед перегоном.
В результате окончательной дебалластировки транспортного понтона осадка подготовленной к буксировке ЛСП-1 не превышала 4,20 м.
Перегон комплекса «ЛСП-1 - Севан» на точку функционирования.
Для обеспечения плановых ночных стоянок ЛСП-1 в ВКК соответствующие места отстоя были оборудованы рейдовым швартовным оборудованием, включающим в себя якоря Flipper Delta, якорные бридели (цепные или тросовые), рейдовые бочки или сигнальные буи с буйрепами.
Рейдовое швартовное оборудование в местах ночного отстоя ЛСП-1 было установлено и испытано заблаговременно (за 2-3 дня до начала перегона ЛСП-1) и демонтировано незамедлительно после завершения перегона ЛСП-1.
По завершении перегона ЛСП-1 по ВКК (прихода буксирного ордера на Астраханский морской рейд к входному бую ВКК) независимо от времени суток была незамедлительно произведена смена буксирного ордера для ВКК на буксирный ордер для буксировки ЛСП-1 по морскому участку пути и начата морская буксировка ЛСП-1.
По завершении перегона ЛСП-1 на точку функционирования или в район ее расположения и после подтверждения благоприятного метеопрогноза была начата операция по выводу транспортного понтона «Севан» из-под ЛСП-1 с последующим позиционированием и установкой ЛСП-1 на точку функционирования.
Вывод транспортного понтона «Севан» из-под ЛСП-1 включал в себя следующие операции:
- позиционирование ЛСП-1 на точке с помощью буксирных судов;
- балластировку и погружение транспортного понтона (на глубинах 11,8 м);
- вывод транспортного понтона из под ЛСП-1;
- де-балластировка транспортного понтона до всплытия его в транспортное положение;
Позиционирование и установка ЛСП-1 на морское дно
Операция была выполнена с помощью буксирных судов сформированных в судовой ордер. Для проведения операции на ЛСП-1 была высажена специально подготовленная судовая команда. Удержание ЛСП-1 выполнялось с помощью кормового буксирного устройства судов (буксирные лебедки и буксирные канаты); при этом буксирные канаты судов присоединялись к швартовным канатам, предусмотренным и закрепленным на ЛСП-1. Удержание самих буксирных судов осуществлялось с помощью рейдового швартовного оборудования (якорей, бриделей, рейдовых бочек), специально предназначенных и уложенных на грунт, якорей.
Перед погружением (с целью установки на морское дно) ЛСП-1 с помощью буксирных судов была сориентирована по курсу и местоположению и с учетом ранее установленной платформы ЛСП-2.
По мере погружения контроль положения ЛСП-1 осуществлялся непрерывно.
Непосредственно перед установкой на дно была произведена окончательная коррекция положения
платформы, после чего она была установлена на грунт.
После установки на грунт было определено соответствие фактического местоположения платформы проектному, а также положение относительно ЛСП-2.
Во время погружения и установки на грунт было предусмотрено перманентное видео наблюдение с помощью управляемой телеаппаратуры.
Погружение ЛСП-1 выполнялось в соответствии со специально разработанной инструкцией по балластировке. Порядок и последовательность балластных операций обеспечивали безопасность погружения платформы и находящегося на ней персонала.
Безопасность стоянки ЛСП-1 на грунте до установки свайного крепления была подтверждена соответствующими расчетами и не дольше 72 часов.
Окончание операции по установке ЛСП-1 на точку функционирования
После погружения и установки ЛСП-1 на морской грунт суда, осуществлявшие позиционирование и установку ЛСП-1, отсоединились от швартовных канатов ЛСП-1 и швартовного рейдового оборудования. По окончанию операции суда должны осуществили подъем с морского дна и выборку на собственную палубу швартовного рейдового оборудования и доставили его на береговую базу. Произвели демонтаж всего съемного оборудования (швартовных и буксирных канатов), а также демонтаж приварного оборудования, которое могло помешать последующей установке необходимого для эксплуатации ЛСП-1 оборудования.
Судно-буксировщик транспортного понтона «Севан» после его дебалластировки было отбуксировано в порт по назначению.
Итог морских операций с ЛСП-1
В июле-августе 2009 года Компания «Крейн марин контрактор» подготовила и выполнила морские операции по перегону транспортного комплекса «ЛСП-1 – ТП «Севан», водоизмещением 19000 тонн ,от завода –строителя ЛСП-1 (Астраханского судостроительного производственного объединения-АСПО), расположенного в Золотом затоне на реке Волга (г.Астрахань) до точки постановки и эксплуатации на месторождении им. Ю.Корчагина, в Северной части Каспийского моря, позиционирование и постановку на грунт.
При проведении данных операций была привлечена компания ООО "СВАРОГ". Компания ООО "СВАРОГ" выполнила работы по «Навигационному обеспечению транспортировки по Волго-Каспийскому каналу и постановки на грунт на месторождении им. Ю. Корчагина ледостойкой стационарной платформы ЛСП-1», с задействованием высокотехнологичного оборудования.
Морские операции состояли из 3-х этапов:
1. Буксировка транспортного комплекса «ЛСП-1-ТП «Севан» от входа на акваторию АСПО (Золотой
Затон) по реке Волга до «0км» Волго-Каспийского морского судоходного канала............................15 км;
Речной части Волго-Каспийского канала (ВКК)................................................................................150 км;
Морской части Волго-Каспийского канала (ВКК) до Астраханского морского рейда.........................38 км;
Всего около-203 км.
Первый этап был лимитирован проходными габаритами ВКК (по паспортным данным):
- глубина.......................................................................................................................................5.1 м;
- ширина.......................................................................................................................................100 м;
- радиусы закругления на криволинейных изгибах фарватера.......................................................до 500 м;
2. Буксировка на морском участке перегона ,на мелководье Северного Каспия...............................138 км;
3. Позиционирование и постановка на грунт, с предварительным выводом из под ЛСП-1 транспортного понтона - баржи-площадки «Севан» (пр. 426 МВ) установленного под ЛСП-1 (между ее нижними понтонами) для уменьшения осадки ЛСП-1 с 7.0 м до осадки 4.2 м для бепрепятственной буксировки по Волго-Каспийскому каналу (ВКК).